ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН. (1745-1792)
«Недоросль».
Этой комедией была недовольна Екатерина 2. После неё Фонвизин не смог опубликовать ни одного произведения, даже перевод работ римского историка Тацита.
Название пьесы связано с указом Петра 1, согласно которому дети дворян, не получившие образования, не имеют права служить и вступать в брак. Таких молодых людей называли «недорослями». Считалось, что они не готовы к взрослой сознательной жизни.
Основные проблемы: плохое воспитание, разложение дворянства в условиях крепостного строя. Воспитание, по мнению автора, определяет нравственный облик молодого поколения.
На простых примерах Фонвизин показывает, что помещики забыли не только о дворянской чести, но и о человеческом достоинстве. Они не соблюдают ни нравственные, ни человеческие законы.
В «Недоросле» только одна сюжетная линия, одно место действия, все события происходят в течение суток, но в пьесе есть некоторые черты реализма: достоверное изображение быта, далекие от схематичности персонажи, отдельные элементы драмы.
Новый жанр – социально-политическая комедия. В центре сюжета, вопреки канонам классицизма, не любовная интрига, а острый социальный конфликт.
Пьеса состоит из 5 действий. Показаны почти все сословия: крепостные, офицеры, чиновники, священник. Герои чётко разделены на положительных и отрицательных (согласно традициям классицизма).
Две группы героев противостоят друг другу.
Герои первой группы: девушка Софья, её жених Милон, дядя Стародум и их друг Правдин. Они воспитанные и образованные люди.
Герои второй группы: помещица Простакова-Скотинина, её муж, брат Скотинин и сын Митрофанушка. Это невежественные, необразованные, ленивые и глупые люди. О таких людях Стародум говорит словами автора: «Это дворяне, недостойные быть дворянами. Подлее их ничего на свете не знаю».
Герои первой и второй группы друг друга понять не могут и никогда не поймут.
Тема «воспитания» - главная тема, о воспитании говорят постоянно.
Герои первой группы – люди, которые любят учиться, мудро рассуждают, постоянно развивают свои умственные способности. Говорят от лица автора.
Герои второй группы ничему не учатся и гордятся этим.
Простакова – наиболее яркий комедийный образ. Злобная, хитрая, наглая, ругается и бьет слуг. Очень любит сына, готова на все ради него. Принимает за него все решения, защищает от неприятностей.
Сын Простаковой, Митрофанушка, образец глупости. Он невежа, лентяй и подлец. Манипулирует матерью, понимает только власть сильного. В конце произведения он предаёт свою мать.
Митрофанушка не способен и не хочет учиться, но делает вид, что всё знает, поэтому выглядит очень глупо, герои первой группы видят это и смеются над ним. Этот смех заставляет ужаснуться: какое будущее у страны, где подрастает такое поколение?
В комедии важную роль играет язык героев. Каждый из героев имеет свою языковую характеристику. Так, у героев первой группы речь умная, серьезная, логичная. У героев второй группы разговоры бессмысленные, глупые.
Для характеристики героев Фонвизин использует «говорящие» фамилии. Например: Правдин – от слова «правда», Стародум – от выражения «мудро мыслящий, думающий», Скотинин – от слова «скотина».
Простаковы и Скотинины взяты из жизни. А произведение «Недоросль» очень поучительное и актуальное, поэтому его и сейчас читают с большим интересом и ставят на сценах театров. Название пьесы и имя Митрофанушка стало нарицательным.